АНО "ИЦТО"

02.03.2023

В России утвержден порядок формирования федерального перечня учебников

В Минпросвещения России утвердили порядок формирования федерального перечня учебников, которые допущены к использованию в школах.

Документ об утвержденном прядке размещен на официальном интернет-портале правовой информации. Учебники и учебные пособия включаются в федеральный перечень путем издания приказа Минпросвещения России по результатам экспертизы, которая проводится ведомством. К экспертизе допускают учебники, которые содержат систематическое изложение учебного предмета (его раздела, части, модуля) и соответствуют ФГОС.

Эксперты анализируют учебник на соответствие определенным критериям. Среди, например, следующие:

  • соответствие содержания требованиям ФГОС;

  • принадлежность к совокупности учебников, которые обеспечивают преемственность изучения предмета;

  • соответствие наименования учебника наименованию предмета или области соответствующего ФГОС;

  • соответствие учебника предметной концепции предмета;

  • полнота представления в содержании научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по предмету;

  • использование в содержании понятийного аппарата, который соответствует предметной области научных знаний;

  • наличие сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий;

  • изложение материала с учетом особенностей и направленности образовательных программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования (для учебников СПО);

  • структурированность, последовательность и логичность содержания.

Кроме того, в учебнике должен быть проработан методический аппарат в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к обучению, интеллектуальной и творческой деятельности. Учебник должен помогать ученику овладеть приемами сбора и анализа информации, в формировании критического мышления, самостоятельной учебной работы, а также умение применять полученные знания на практике. Для учебника важно также разнообразие текстовой информации, иллюстраций, материалов, которые представлены в виде таблиц и графиков.

При этом в учебнике не должно быть заданий, которые необходимо выполнять прямо в нем. Кроме того, в нем не должно содержаться сведений, противоречащих Конституции и законодательству России. Важно наличие ссылок на дополнительные источники информации. Учебник должен отражать вклад российских деятелей науки, культуры, изобретателей и инженеров в развитие научных знаний, культуры и технологического развития. В качестве критерия также важна направленность на формирование гражданской идентичности и традиционных ценностей.

Ссылка на источник