11.10.2023
В Москве представили результаты всероссийского pro bono исследования общественного мнения о вопросах инклюзивного образования, которое провели ВЦИОМ совместно с АО «Просвещение» для Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ).
Согласно опросу, 5 из 10 родителей школьников полагают, что школа его ребенка недостаточно подготовлена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Также родители убеждены, что комфортность процесса обучения детей с особенностями здоровья в обычной школе в первую очередь зависит от учителей и одноклассников (по 54%).
65% россиян считают нужным создать условия для совместного обучения детей с ОВЗ и детей без ограничений здоровья.
При этом каждый второй родитель не владеет информацией о том, есть ли среди учеников школы, которую посещает его ребёнок, дети с ограничениями здоровья (48%). По словам каждого третьего, такие дети в школе есть (33%), в том числе каждый десятый отметил, что его ребёнок учится с ними в одном классе (10%). Только 17% смогли уверенно ответить, что детей с ограничениями здоровья в их школе нет. «Очень важно начинать с просвещения наших граждан, информирования о том, что среди нас действительно много детей с особенными образовательными потребностями, им нужны специальные условия, им нужна та атмосфера, в которой они будут себя чувствовать максимально комфортно. Группа компаний «Просвещение» уже много лет занимается созданием, развитием и продвижением контента, который позволяет детям с особенностями здоровья заниматься по специализированным учебникам и иметь возможность учиться с остальными детьми, тем самым воспитывая толерантность и вовлеченность. Показав детям в школе важность и возможность совместного обучения и развития, мы получаем мотивированных взрослых, активных на рынке труда», — заявил президент по стратегическому развитию группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников.
Доступная среда — одно из важнейших условий соблюдения принципа инклюзии в системе образования. В ходе опроса 44% родителей заявили о наличии пандусов в школе, где учится их ребенок, 38% — о наличии специалистов (логопеды, дефектологи, психологи) для детей с ОВЗ. О том, что выбранная школа оборудована туалетными комнатами для детей с инвалидностью, тактильной плиткой для слабовидящих и подъемниками для коляски, опрошенные говорили почти в три раза реже (14%, 13%, 13% соответственно). Не исключено, что причина этому — слабая заметность данных атрибутов для стороннего наблюдателя. Еще 9% отметили наличие в школах своих детей тьюторов для учащихся с особыми образовательными потребностями и только 5% — учебников/учебных пособий для таких детей. Об отсутствии всего вышеперечисленного заявили четверть родителей школьников (24%), еще 14% не смогли дать содержательный ответ.
По оценкам самих родителей, школа их детей недостаточно подготовлена для обучения ребят с ОВЗ — в ходе опроса такое мнение выразил каждый второй (50%). Обратной точки зрения («скорее и определенно достаточно») придерживаются 31%. Не смог оценить готовность школы к включенному обучению/затруднился с ответом каждый пятый родитель (19%).