АНО "ИЦТО"

01.06.2023

Алихан Динаев рассказал о применении нейросетей в работе, «разговорах» с Львом Толстым и функциональной грамотности

12–23 мая 2023 года в «Просвещении» прошла акция «Задай вопрос автору» с учителем года России – 2018, преподавателем обществознания и права Алиханом Динаевым, который написал пособие «Будь функционально грамотным. 37 текстов и 200 заданий». Педагог выбрал лучшие вопросы и поделился мыслями об использовании искусственного интеллекта в работе, путешествиях во времени и Льве Толстом.

Авторы следующих пяти вопросов получат в подарок пособие «Будь функционально грамотным. 37 текстов и 200 заданий» с автографом Алихана Динаева:

Ч.: Есть ли в вашей книге задания по функциональной грамотности с региональным или локальным содержанием? Такие, которые можно было бы модифицировать под Ижевск и Удмуртию, а также под другой населённый пункт или регион.

А.Д.: Первое, на что обратит внимание любой читатель моей книги, — это необычные названия текстов. Я целенаправленно подбирал или составлял их так, чтобы тематика вызывала интерес у максимально широкой аудитории. Поэтому в книге вы найдёте тексты про Гарри Поттера, бизнес-тренеров, спамеров, лекарства, автомобили и многое другое.

В книге нет текстов с локальным и региональным компонентом, как сказали бы чиновники от образования. Их можно назвать глобальными и универсальными. Я предлагаю простой, понятный и эффективный алгоритм создания собственных заданий на развитие функциональной грамотности. Уважаемая коллега, вам не нужна моя книга, чтобы придумать тексты и задания, связанные с Ижевском и Удмуртией. Вы сами можете их создать, и совершенно точно сделаете это лучше меня.

Здесь важно понимать следующее: в пособии 37 текстов и около 200 различных заданий. Однако этого всё равно недостаточно. Единственный способ бороться с дефицитом заданий на функциональную грамотность — это научиться разрабатывать их самостоятельно. Уверен, что книга вас вдохновит на это! Удачи!

Ч.: Используете ли вы нейросеть в подготовке своих заданий по функциональной грамотности? Как IA может помочь в этом деле?

А.Д.: Вопрос, отражающий дух нашего времени! Когда я писал книгу, бум в сфере искусственного интеллекта (ИИ) ещё не начался. Хотя, не буду скрывать, сейчас я создаю новое пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, и ИИ мне помогает. В некоторых случаях я давал два ответа на вопрос — свой и ответ ИИ, а потом предлагал читателям распознать, где чей.

Ваш вопрос мне так понравился, что я сразу же решил попробовать, может ли ИИ сгенерировать оригинальные задания на развитие математической грамотности. Результат меня не впечатлил: система предложила найти производную и решить систему уравнений. Хотя было и такое задание: «Если вы хотите купить книгу за 350 рублей, а у вас есть только 500 рублей, сколько сдачи вам должен дать продавец?» Это уже похоже на простое, но полезное упражнение на развитие математической грамотности в начальной школе. Нескромно скажу, что я, как автор заданий, пока превосхожу основные системы ИИ. Впрочем, возможно, что через год такого преимущества у меня уже не будет.

Ч.: Алихан, если бы была возможность путешествовать во времени, то с кем из выдающихся педагогов вы бы хотели пообщаться? Какой вопрос вы бы ему задали?

А.Д.: Лев Николаевич Толстой. Мой ответ на этот вопрос был бы таким же, если бы вы предложили встретиться не с выдающимся педагогом, а с любым великим человеком в истории. Масштаб личности Толстого захватывает, впечатляет и восхищает. Я бесконечно уважаю его не только за созданные им труды, но и за взгляды на жизнь, непоколебимость и прогрессивные педагогические идеи.

Знаете, за что я больше всего благодарен великому изобретателю Томасу Эдисону? За то, что он подарил и отправил Толстому свой фонограф, благодаря которому был записан голос Льва Николаевича, и у нас есть сохранилась возможность не только прочитать, но и услышать этого великого человека.

Что бы я спросил? Если бы я справился с волнением, то просто замучил бы Льва Николаевича расспросами и разговорами. Но если выбирать один: «Философы разных времен описывали своё идеальное государство. А каким, на ваш взгляд, оно должно быть?» А потом бы сделал с ним селфи и отправился на машине времени в настоящее — к своим детям.

Ч.: Алихан Мавладиевич, как вы считаете: возможно ли учителю-предметнику формировать сразу несколько видов функциональной грамотности только в рамках урока? При этом не использовать дополнительные часы в учебном плане.

А.Д.: Уверен, что это даже необходимо! В своей книге я предлагаю к одному и тому же тексту задания, которые бы развивали различные виды функциональной грамотности одновременно. Более того, я против самой идеи, что каждый вид функциональной грамотности нужно прорабатывать отдельно. Их необходимо развивать в комплексе, поскольку все они тесно связаны друг с другом и по сути являются частью единой системы. Вы не можете качать только бицепсы в своем теле, вам необходимо комплексное развитие мышц. Точно так же и здесь.

Приведу пример. Я провожу урок по обществознанию по теме «Налоги». Мы читаем, анализируем текст, делаем выводы по нему — это читательская грамотность. Мы рассчитываем размер транспортного налога на разные автомобили в разных регионах, таким образом развивая математическую грамотность. Мы принимаем решение, какой автомобиль выгоднее всего приобрести, — это уже финансовая грамотность. Мы придумываем нестандартные способы побудить граждан своевременно и в полном объёме выплачивать транспортный налог, представляя себя на месте руководителей налоговой службы, — это креативность. Всё это мы можем сделать в рамках обычного урока.

Ч.: Алихан Мавладиевич, можно ли считать человека функционально грамотным после прочтения вашей книги и решения всех заданий? Можно ли в принципе сравнивать, насколько один человек функционально грамотнее вас, меня или любого другого? Возможно ли выработать какие-нибудь показатели, критерии или шкалу оценивания?

А. Д.: Шкалы оценивания уже давно есть, и по ним постоянно проводятся различные замеры и исследования, включая хорошо известные исследования PISA (тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира, — прим. ред.). В мировой практике уже утвердилось единое понимание уровней владения различными видами функциональной грамотности. Но это не мешает нам придумывать новые.

В моей книге я отказался от оценивания, шкалирования и баллов за выполнение заданий. Но для большинства из них после выпуска книги разработал систему оценивания. Причём для каждого задания эта система была уникальной.

Можно ли сравнивать функциональную грамотность двух разных людей? Можно! Вне всяких сомнений. Если что-то невозможно измерить, то это практически нереально развивать. Особенность книги ещё и в том, что предложенные мною тексты и задания были апробированы на сотнях учителей в разных регионах России. Конечно, у них было сильно ограничено время на выполнение, но пока ещё не было такого героя, который смог бы решить верно всё. Так что если вы успешно выполните все задания из моей книги, то я могу с уверенностью назвать вас человеком с выдающимся уровнем функциональной грамотности. Пробуйте!

Всего читатели прислали более 30 вопросов, и ответить на все в формате статьи не представлялось возможным. Поэтому «Просвещение» согласовало с Алиханом Динаевым проведение специального вебинара, в рамках которого можно будет обсудить больше комментариев. Планируется, что мероприятие состоится в начале июля. Следите за анонсами на нашем сайте!

Ссылка на источник