АНО "ИЦТО"

10.04.2023

Что такое сверхпустота и для чего нужны космические технологии: «Разговоры о важном» посвятят Дню космонавтики

В российских школах очередное занятие цикла «Разговоры о важном» пройдет по теме «День космонавтики. Мы первые!». Оно состоится 10 апреля. Занятие нацелено на воспитание у детей интереса к достижениям нашей страны в области космических исследований, формирование интереса к областям знаний, связанных с космосом (космонавтике, астрономии), понимания значимости труда людей, связанных с изучением космоса.

Для ребят разного возраста на сайте проекта представлены сценарии, видеоматериалы, презентации, постеры и методические рекомендации по проведению урока.

1–2 классы

В начальной школе с детьми побеседуют о строении Солнечной системы, вкладе российских ученых и космонавтов в развитие мировой космонавтики и науки в целом, об образе космонавта. Им покажут фотографии известных космонавтов в детстве и спросят, что их объединяет.

Юрий Гагарин первым в мире полетел в космос, его фраза «Поехали!» стала символом покорения космоса. До его полета ученые не знали, как человек будет чувствовать себя на орбите. Гагарин был в полете 108 минут, 1 раз облетел Землю. Алексей Леонов первым вышел за пределы космического корабля в открытый космос. Во время выхода из ракеты в открытый космос случилась опасная ситуация, но он не испугался, а выполнил свою работу. Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом. Она провела на орбите более 2 суток, облетев вокруг Земли 48 раз.

Космонавты смогли побывать в космосе благодаря трудам Константина Эдуардовича Циолковского. Этот русский ученый и изобретатель помог людям поближе познакомиться с космосом. Его называют отцом космонавтики. Он разработал первые в мире дирижабль, аэроплан и ракету.

Ребятам также напомнят о Сергее Павловиче Королеве – советском ученом, инженере-конструкторе, который придумал практическую космонавтику. Королеву удалось воплотить свою мечту в жизнь. Под его руководством создавались первые автоматические станции, отправлялись корабли с первыми космонавтами, на орбите вокруг Земли появился первый искусственный спутник.

В ходе интерактивного задания дети ответят на вопросы собаки Лайки из видеоролика. Также из видео школьники узнают, как живет и работает на космической станции настоящий герой-космонавт Дмитрий Петелин. Он обратится к детям с приветственным словом с МКС и пригласит вступать в отряд космонавтов.

3–4 классы

В начале занятия школьникам продемонстрируют портреты Михаила Васильевича Ломоносова, Константина Эдуардовича Циолковского и Сергея Павловича Королева. Ребят подведут к мысли, что все эти люди являются учеными, первопроходцами в космических исследованиях.

Чтобы быть первыми в исследованиях, совершить открытия нужно быть «мечтателями», как и они. Михаил Васильевич Ломоносов был убежден в бесконечности Вселенной и мечтал, что когда-нибудь человек побывает в космосе. Он первым увидел атмосферу на Венере. О космосе мечтал и другой русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Мечты Циолковского об освоении космического пространства воплотил в жизнь советский ученый, конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев. Циолковский придумал «ракетный поезд», прообраз современных ракет, на котором можно долететь до звезд и побывать на других планетах. С 1903 по 1914 г. Циолковский предложил четыре схемы космического ракетного корабля. А благодаря идеям Сергея Королева 4 октября 1957 года состоялся запуск первого искусственного спутника Земли. Труд этих ученых позволил именно нашей стране стать первой в мире в покорении космоса.

Учитель расскажет школьникам, что во Вселенной есть и самое темное место, где нет света звезд и галактик. Оно называется Сверхпустота Эридана. Если поместить туда человека, то он не увидит вокруг ничего, кроме темноты, так как там на миллионы световых лет нет звезд и галактик. Сверхпустота Эридана – еще и самое холодное место во Вселенной. Но об этом месте и еще о множестве других космических объектов нам мало что известно.

Поэтому герои-космонавты и летают в космос, проводят различные исследования, чтобы люди узнавали больше нового и о нашей планете Земля, и о Солнечной системе. Школьникам также расскажут о первых советских космонавтах, а также о комических изобретениях. Самые яркие примеры – сотовая связь и интернет, а также спутниковое телевидение и навигаторы для построения маршрутов.

Ежедневно сотни космических аппаратов наблюдают за нашей планетой из космоса и помогают людям на Земле отслеживать масштабные события, стихийные бедствия и лучше обустраивать пространство для жизни в городах и поселках. Космонавты ставят различные эксперименты. Недавно с Международной космической станции вернулась Анна Юрьевна Кикина, российский космонавт. В видеоролике она расскажет об исследованиях, в которых участвовала.

5–7 классы

Школьников познакомят с достижениями космической отрасли, механизмами популяризации космических полетов и интересными фактами, связанными с освоением космоса. Они увидят видеоролик о достижениях Советского Союза и России в аэрокосмической отрасли. Начиная с 1961 года СССР стал отправлять в космос людей. И мы знаем эти исторические имена: Юрий Гагарин, Герман Титов, и, конечно же, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.

К середине 60-х годов на орбите побывало 11 советских космонавтов. 18 марта 1965 на борту корабля «Восход-2» находились два человека: командир Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Всего через пару часов после запуска ракеты Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос. А в 1984 году этот подвиг повторила женщина-космонавт Светлана Савицкая. В космическом пространстве она провела 3 часа 33 минуты.

Благодаря интерактивному заданию «Чьи рекорды?» школьники узнают о достижениях нашей страны: запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос, первая женщина-космонавт, первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов.

Затем о том, кто может стать космонавтом, и какие сложности встречаются на этом пути, в видеообращении расскажет летчик-космонавт, Герой России Олег Артемьев. Космонавт сдает порядка 150 экзаменов и зачетов по различным предметам. Но это ни в какое сравнение не идет с ожиданием полета. Самое тяжелое в жизни любого космонавта – это ожидание первого полета. Олег Артемьев свой первый полет ждал 11 лет. Есть рекордсмены, которые ждали 18 лет. После просмотра видео ребят подведут к выводу, что космонавт должен обладать такими качествами, как аналитический склад ума, храбрость, стрессоустойчивость, исключительное здоровье, способность находится в уединении продолжительное время, устойчивая психика, самоконтроль и самодисциплина.

Во втором интерактивном задании ребята узнают о критериях кандидата в космонавты. Кроме того, с ними побеседуют о существующих космических профессиях.

Внимание школьников обратят также на космический туризм. Наша страна впервые в истории мировой космонавтики отправила настоящий киноэкипаж на Международную космическую станцию, чтобы снять художественный фильм «Вызов». С видеоприветствием к детям обратится Юлия Пересильд, актриса, сыгравшая главную роль в этом фильме.

8–9 классы

Перед старшими школьниками тему раскроют по основным направлениям: будущее в космосе – строительство первого гражданского космодрома России «Восточный»; летные испытания первого семейства ракет современной России – ракет-носителей «Ангара»; использование навигации по спутникам российской системы ГЛОНАСС; вклад соотечественников в развитие мировой космонавтики и науки.

В начале занятия учитель покажет 3 фото космического корабля «Восток-1» 1961 года, ракеты-носителя «Ангара» и космического корабля будущего. Так он наглядно продемонстрирует, как высокие технологии и инновации усовершенствовали современные ракеты. Комплекс «Ангара» включает в себя целое семейство российских ракетоносителей с экологически чистыми кислородно-керосиновыми двигателями с большим диапазоном грузоподъемности.

Детям предложат поделиться по рядам на 3 команды: «Команда 1973 года», «Команда 2023 года» и «Команда 2073 года». Им предстоит проследить историю развития космической отрасли в нашей стране: вспомнить достижения прошлого и настоящего и заглянуть в будущее. В этом поможет видеоролик о достижениях СССР и России в аэрокосмической отрасли. После его просмотра школьникам предстоит определит, к какому времени относится называемое учителем событие. Например, станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом нашей страны. Одно из основных научных достижений миссии – прямое измерение солнечного ветра. Это событие относится к прошлому.

10–11 классы

Старшеклассникам в начале урока предложат отгадать, что изображено на картинках, которые сгенерировала нейросеть (космическое исследование, покорение космоса, орбитальная станция). Затем их попросят сравнить увиденное с теми же словосочетаниями в картинках в стиле работ русского художника-авангардиста Василия Васильевича Кандинского. После этого детям покажут видеопоздравление с Днем космонавтики от генерального директоры Госкорпорации «Роскосмос» Юрия Ивановича Борисова.

С ребятами также вспомнят о вкладе наших космонавтов в освоение космического пространства, о специальностях, востребованных космической отраслью, покажут ролик «Роскосмос – сплав мечты и технологий». Из него старшеклассники узнают, что сегодня у России три основных «семейства» ракет-носителей: огромный «Протон» – он выводит на орбиту «тяжелые» космические аппараты, модули и станции, «Союз» – эти ракеты доставляют в космос спутники полегче, а также космонавтов к Международной космической станции и «Ангара» – это семейство самое новое.

Сегодня специалисты Роскосмоса разрабатывают целую спутниковую группировку, она называется «Сфера». «Сфера» позволит мониторить Землю из космоса, чтобы лучше предсказывать, например, погодные явления или природные катаклизмы, обеспечит работу умного дома, навигационных приборов, в том числе карт, которые установлены в смартфоне, а также подарит мобильную связь и Интернет на всей территории нашей страны.

Кроме того, старшеклассники узнают о проектах, помогающих освоить энергию Солнца. Например, можно переводить ее в микроволновое излучение и передавать с орбиты на наземные антенны или фокусировать с помощью огромных зеркал. Электричество из космоса станет альтернативой (или дополнением) энергии, добываемой на Земле.

Учитель обратит внимание ребят на то, что быстро развивающаяся космическая отрасль сегодня – это перспективное направление для студентов и молодых специалистов. Научиться проектировать ракеты, спутники и корабли можно в ведущих технических вузах страны. Выбор подходящих профилей есть в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Ижевске, Туле, Челябинске, Уфе, Самаре, Казани, Омске и других городах.

Это не единственная возможность. Есть целый перечень программ подготовки бакалавриата, на которые можно поступить в этом году. Приблизиться к космической теме и понять, насколько это подходит, можно участвуя в профильных конкурсах. Например, «Дежурный по планете» – программа, объединяющая технологические конкурсы и проекты для школьников в области космоса.

Ссылка на источник