07.03.2024
Нарастающая популярность использования цифровых средств обучения привела к развитию рынка образовательных цифровых технологий (EdTech). По оценкам BusinesStat, «оборот рынка образовательных технологий (EdTech) в России за 2017-2021 годах вырос более чем в 2 раза c 28,7 млрд руб до 58,9 млрд руб.». Цифровизация образования дает новые возможности всем участникам образовательного процесса, но есть и вызовы, которые придется учитывать.
Чаще всего под цифровым неравенством подразумевается неравномерное распространение сети Интернет на территории России.
Здесь можно говорить о риске создания разных условий обучения для жителей разных регионов: пока одни получают информацию в виде цифрового контента и учатся максимально эффективно ориентироваться в массивах данных, другие вынуждены адаптировать свой учебный процесс под имеющиеся возможности и только.
Чуть реже, используя это выражение, говорят о том, что изучение и использование в жизни «цифры» у старшего поколения сильно отстает от младшего.
На внедрение в образовательный процесс цифровых технологий — от новых гаджетов и программ до ИИ — нужно время. И на насыщение технологиями, и на обучения этим технологиям всех участников образовательного процесса.
Цифровая дискоммуникация
В университете «Синергия» уже реализованы функции нейрокуратора и нейротьютора. Функции общения со студентами частично взял на себя ИИ. В школьном образовании различные виртуальные помощники помогают детям выполнять домашние задания или развлекают до прихода домой родителей.
Здесь педагоги и психологи видят риск снижения социальной адаптации. Причет не только у детей, но и у взрослых. Решить эту проблему можно только достижением баланса между необходимой цифровизацией и сохранением живого человеческого общения. Для разных типов учебных заведений этот баланс будет свой. Но в образовательном процессе должно быть значительное время на качественные межличностные коммуникации, в том числе и без участия в них гаджетов.
Технологические ошибки
Один из самых популярных способов использования ИИ в образовании — это создание проверочных тестов и их проверка с помощью нейросети. Однако любые технологии подвержены сбоям. Особенно опасно с помощью технологий проверять творческие работы, там риск ошибки машины становится выше.
Возможно в данном случае нужно вести разговор о создании регламента, который поделил бы проверочные функции между машиной и человеком. Было бы излишне оптимистично предполагать, что ИИ уже способен полностью заменить оценку преподавателя. Риски для здоровья
К сожалению, обратная сторона цифровизации — это ухудшение качества здоровья: малоподвижный образ жизни, излучение от экранов, нагрузка на глаза.
И этот риск в образовательном процессе должен быть особенно выделен и учтен. Здесь мало вводить обязательную физическую активность, нужно еще и воспитывать у учащихся ответственность за свое здоровье и реальную необходимость использования гаджетов.
И все же участники образовательного процесса имеют широкие возможности и доступ к разнообразному комплексу цифровых инструментов, программному обеспечению, электронным образовательным ресурсам и платформам по всем видам учебной деятельности, что делает процесс обучения более емким и информационно-насыщенным. Осталось только правильно настроить баланс между реальным и цифровым миром.
Лидия Анатольевна Терехова, кандидат педагогических наук, доцент факультета информационных технологий Университета «Синергия»