05.03.2024
2 марта 2024 года руководитель Центра специального и инклюзивного образования издательства «Просвещение» Сергей Сацевич прочитал лекцию об учебной литературе и цифровых образовательных продуктах для детей с ОВЗ. Мероприятие состоялось на выставке-форуме «Россия». Его посетили родители детей с особыми образовательными потребностями, преподаватели вузов, специализирующиеся на коррекционной педагогике, а также студенты профильных факультетов.
Сергей Сацевич напомнил: сегодня родители имеют право выбирать, где будут учиться их дети при наличии ОВЗ — в традиционной школе или специальной. Однако то, что у таких детей есть особые образовательные потребности, — это данность, и важно учитывать, что им необходимы специальные условия обучения.
Эксперт отметил, что одним из элементов этих условий выступают специальные учебники и учебные средства, которые:
выстраивают предметное содержание в соответствии с основными или адаптированными образовательными программами;
представляют адекватные модели обучения для детей с разными образовательными потребностями;
адаптируют содержание учебного материала;
представляют специально разработанный учебный материал для того, чтобы дети могли получить как академические, так и жизненные знания и навыки.
Он также представил слушателям учебно-методическую литературу и цифровые образовательные продукты издательства «Просвещение».
Учебники для детей с ОВЗ «Просвещение» выпускает десятки предметных линий учебно-методических комплектов (УМК) для школьников с разными нарушениями здоровья. Среди них, например:
«Изобразительное искусство» М. Ю. Рау, М.А. Зыковой для детей с интеллектуальными нарушениями
«Концепция этого учебника не требует от ребёнка с интеллектуальными нарушениями чёткого рисования. Главное, чтобы он научился любоваться окружающим миром, наслаждаться его красотой и иметь представление о том, что изобразительное искусство эту красоту отражает», — сказал Сергей Сацевич.
«Основы социальной жизни» С.В. Комаровой, Е.Л. Александровой для детей с интеллектуальными нарушениями
«Концепция обучения людей с ОВЗ предусматривает наличие двух компонентов — академических знаний и социализации. Вторая предполагает, например, такие компетенции, как умение заботиться о себе, о своём доме, вести себя в разных повседневных ситуациях», — пояснил эксперт, отметив, что научить всему этому не так просто, как кажется.
«Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О. А. Ишимовой для детей с трудностями формирования навыка чтения или с нарушением чтения
«У многих детей нет статуса ОВЗ, подтверждённого психолого-медико-педагогической комиссией. Однако из-за задержки психического развития, педагогической запущенности и других факторов они испытывают большие трудности в освоении письма и чтения, а также других предметов, поскольку для их изучения нужно читать и понимать учебники», — объяснил Сергей Сацевич.
Эксперт подчеркнул, что комплект содержит советы для педагогов и родителей, призванные помочь взрослым своевременно скорректировать имеющиеся нарушения чтения и письма у младшего школьника.
«Развитие речи» Л. Е. Томме для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Учебник направлен на преодоление недостатков речевого развития ребёнка и на устранение пробелов познавательного развития. Его содержание отражает полноту и разнообразие коммуникативных ситуаций, окружающих младшего школьника, и позволяет обеспечить формирование как разговорно-диалогической, так и повествовательно-описательной монологической речи.
Посмотреть учебно-методическую литературу для школьников с ОВЗ Цифровые образовательные продукты Сергей Сацевич рассказал о том, что в 2022 году Минпросвещения РФ утвердило федеральные перечни учебников, а также электронных образовательных ресурсов (ЭОР), прошедших государственную экспертизу и допущенных к использованию в государственных школах.
Он также напомнил о том, что школа обязана предоставить детям доступ к ЭОР по всем предметам учебного согласно актуальным ФГОС начального и основного общего образования.
Эксперт также представил ряд цифровых образовательных продуктов «Просвещения», которые вошли в федеральный перечень:
«Учим стихи»
Этот цифровой сервис включает порядка 500 стихов из школьной программы 1-11 классов. К каждому из них предлагается аудио, записанное с актёрами, иллюстрации и смысловой анализ. «Привить ребёнку любовь к стихам, чтобы ему нравилось их учить, читать, декламировать, достаточно сложно, поэтому задействование разных каналов восприятия, особенно для детей с ОВЗ, очень важно», — отметил Сергей Сацевич.
«Учебник в наушниках»
Цифровой сервис включат аудиозаписи 70 учебников по 7 предметам школьной программы 5-9 классов, вошедших в федеральный перечень. Все записи сделаны профессиональными актёрами.
Сергей Сацевич отметил, что они подходят не только для детей с дислексией, которые не могут читать, или с нарушениями зрения, но и для обычных ребят, которые хотят сберечь зрение или повторить материал по пути в школу.
«В аудиоучебниках мы расшифровали иностранные и устаревшие слова, максимально правильно проставили ударения, по возможности перевели графики и таблицы в текстовый формат. Примечательно, что учебники музыки и литературы сопровождаются вставками из музыкальных произведений», — рассказал эксперт.
«Цифровое издание для обучающихся с нарушением зрения»
Оно даёт возможность слепым (в том числе слепоглухим) и слабовидящим детям воспринимать учебный материал с помощью дисплея Брайля за счёт осязания. Содержание учебников полностью соответствует печатным исходникам, представленным в федеральном перечне.
Все изменения в цифровых изданиях касались только визуального отображения контента:
пиктограммы заменены названиями рубрик, а также указаны концы рубрик;
цветные рамки и плашки заменены черными рамками достаточно большой толщины;
добавлено масштабирование иллюстраций;
в учебники русского языка добавлены разборы слов и предложений в соответствии с азбукой Брайля
Для слабовидящих разработано специальное меню, которое позволяет поменять параметры текста (тип и размер шрифта) и цветовую схему. «К школе готов» Это цифровой обучающий сервис для дошкольников, который представляет собой игру-путешествие. Ребёнок знакомится с роботом Докой, у которого разрядился космолёт, и выполняет задания на развитие навыков мышления, чтения, памяти, математики и письма, чтобы помочь тому «заправиться» и долететь до планеты «К школе готов». Во время обучения ребёнок как будто находится внутри мультика, при этом с ним «общаются» разные весёлые персонажи, которые озвучивают задачи (ведь многие дошкольники не умеют толком читать). «Начинайзер» Цифровой сервис для учеников начальной школы, созданный на базе учебно-методического комплекта «Школа России», позволяет детям повторить дома теоретический материал так, как его преподносили в школе, но в формате мультфильма. Также ребёнку предлагается множество игровых заданий и упражнений на отработку и закрепление пройденного. Слушатели отметили высокую ценность и содержательность лекции, причём такое мнение выразили не только студенты, но и их педагоги. «Сегодня было освещено много интересных моментов, на которые я раньше не обращала должного внимания. Я сделала фото презентации и планирую использовать полученную информацию в работе со студентами. Особенно мне понравилась программа по самостоятельной подготовке ребёнка к школе и сервис, основанный на курсе «Школа России». У нас есть дети с задержкой психического развития, которые осваивают материал, опираясь именно на эти учебники, но их необходимо адаптировать, подбирать приёмы работы с ними. Я хотела рекомендовать студентам сервисы “Просвещения”, чтобы они могли работать с такими детьми», — поделилась автор учебников «Просвещения», профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ Елена Соломина.