АНО "ИЦТО"

17.10.2023

Эксперты — о механике игрофикации учебного процесса и обучающих играх

В рамках конференции «Большая педагогическая неделя», организованной АО «Просвещение», прошёл круглый стол «Игротека — новый образовательный тренд». Специалисты компании и приглашённые спикеры разобрали элементы игрофикации, которые педагоги могут применять в учебном процессе в школах, а также готовые игры, которые могут помочь в обучении истории, географии, окружающему миру и другим областям знаний.

Игрофикация в образовании Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель информатики и английского языка школы №66 города Кирова Юлия Скурихина отметила, что игровые элементы урока повышают мотивацию учеников независимо от их возраста.

При этом Скурихина подчеркнула, что не стоит путать игрофикацию с игрой. «Для учителей обучение — это серьёзное дело. Это неигровой контекст, в котором мы применяем игровые приёмы. Основные цели — вовлечение учеников в процесс обучения, учебная мотивация и, как следствие, повышение успеваемости», — пояснила спикер.

Скурихина отметила следующие игровые элементы, которые можно интегрировать в учебный процесс:

Сеттинг — особая игровая обстановка, которая может предполагать наличие легенды, истории, героев и пр. и игровую цель. Она отвечает за повышение интереса. Допустим, педагог может с помощью программы вроде ClassDojo «превратить» учеников в фантастических персонажей и дать им задания, выполнив которые, они снова смогут стать людьми.

Динамика, провоцирующая дойти до конца. Она описывает, как будут происходить события: в путешествии нужно дойти до цели, в гонках — прийти первым, в поиске — найти клад или собрать карту из фрагментов пр.

Механика — правила и сценарии, при помощи которых можно дойти от старта до финиша. К ним относятся загадки, бросание кубиков и совершение ходов, выполнение заданий, накопление ресурсов и пр.

Технология — конкретное воплощение игровой механики. Например, с помощью сервисов, готовых игр, подручных материалов. Например, можно использовать онлайн-игру ClassCraft или учительские чат-боты.

При этом Скурихина заявила, что перед учителем прежде всего стоят образовательные цели. Поэтому алгоритм внедрения игры в урок будет следующим:

Определить учебные цели.

Отобрать учебный материал.

Продумать сюжетную оболочку для реализации целей.

Придумать механику и технологию игры.

Определить систему поощрения.

Готовые инструменты для игрового обучения Методист отдела внедрения развивающего обучения и новых продуктов «Просвещения» Марина Сидунова рассказала о новом направлении работы компании — настольных играх для обучения и развития. Сейчас для изучения разных предметных областей, а также нравственно-патриотического воспитания созданы:

  1. Серия «Мемо», которая включает игры «Красная книга России», «Наша история», «Наследие России. Природа и культура», «Памятники России», «Народные промыслы России», «Достижения России. Наука и техника», а также «Гербы и флаги России». Комплекты содержат карточки с изображениями и аннотацию с описанием разных вариантов игр — мемо, викторин, командных состязаний, соревнований на скорость и пр.

  2. Серия «Домино», которая разработана на основе привычного домино, но вместо фишек с точками предлагаются карточки с изображениями. Сейчас в неё входит две игры: «Удивительные места России», посвящённая природным богатствам нашей страны, и «Архитектурные памятники России».

  3. Игра «Я шагаю по стране», которая включает игровое поле и фишки для совершения ходов и позволяет быстро запомнить названия рек, озёр, морей и географические особенности разных регионов России.

По словам Сидуновой, обучающие настольные игры также позволяют ребёнку:

лучше запомнить информацию;

прокачать навык взаимодействия с другими детьми;

развить логическое, аналитическое, пространственное мышление;

отработать навык планирования действий и прогнозирования результатов.

Таким образом, применяя обучающие настольные игры на занятиях, педагоги могут развивать у детей не только предметные, но и метапредметные навыки.

Ссылка на источник