АНО "ИЦТО"

23.01.2025

Формирование семейных ценностей у обучающихся СПО в дисциплинах естественно-научного цикла

В современной российской действительности достаточно часто меняются представления студентов о ценностях, в том числе и о ценностях семьи. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании семейных ценностей, ценностей детей, их воспитания, обучения и развития. Семья – это основа любого государства, что имеет абсолютно высокую ценность, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа, традиций, национальной безопасности. Важным становится вопрос о формировании у детей и молодежи семейных ценностей как общей культуры в аспекте патриотического и брачно-семейного поведения.

Семейные ценности — явная или неявная характерная для семьи совокупность представлений, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Основной особенностью семейных ценностей является их ориентация, направленная на благо человека, семьи, государства и жизни на земле. В семейных ценностях соединяется забота о человеке, его признании как ценности, любовь и уважение к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. Формирование семейных ценностей есть важная необходимость. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись без семьи, играющей важную роль в укреплении здоровья и воспитания, обеспечении экономического и социального процесса общества, в улучшении демографических процессов.

Особенно перспективной в формировании ценности семьи является студенческая молодежь, стоящая на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.

Казалось бы, как естественно-научные дисциплины могут помочь в формировании семейных ценностей? Являясь преподавателем таких дисциплин как «Математика» и «Информатика», а также руководителем группы, можно студентам на занятиях предложить задачи или практические работы, связанные с формированием семейных ценностей.

На занятиях по дисциплине «Информатика»:

изучая темы, связанные с мультимедийными технологиями, предложить проект или практические работы, направленные на формирование ценностей семьи у студентов. Примерная последовательность выполнения проекта или работы могла бы быть следующей: одному или группе студентов дается задание – разработать свой проект и представить его в форме презентации на конкретные темы («Какой я вижу свою семью», «Кто в семье должен быть главный?», «Семья по расчету или по любви», «Генеалогическое древо моей семьи», «Я – продолжение профессиональной династии», «Герои моей семьи», «Традиции нашей семьи» и т.д.). Создавая свой проект, студенты анализируют материал по данной проблеме, подбирают возможную статистику, проводят свое исследование и представляют полученные данные в виде отчета о проделанной работе (слайды презентации содержат графическую, текстовую и видео информацию); изучая темы, связанные с электронными таблицами, студенты выполняют практическую работу, где создают табличную экономическую модель своей семьи и обрабатывают данные с помощью средств программы; изучая темы, связанные с базами данных, студенты выполняют практическую работу «Генеалогическое древо семьи», используя ссылки, связи и вставку изображений; изучая темы, связанные с языком гипертекстовой разметки, студенты выполняют практическую работу, где должны создать веб-страницы, на которых рассказывается об их семье и традициях. На занятиях по дисциплине «Математика»:

изучая тему «Последовательности», дать домашнее задание: составить числовую последовательность по количеству колен в каждом уровне иерархии в их генеалогическом дереве и проверить ее свойства; изучая темы, связанные с процентами, дать задания: рассчитать процентное соотношение доходов/расходов каждого члена семьи, или рассчитать сумму переплаты при погашении кредита, или проверить целесообразность выбора того или иного кредитного продукта для их семьи; изучая темы, связанные с пространственными фигурами, дать творческое домашнее задание: р

Выполняя эту работу, студенты не только закрепляют умения и навыки по соответствующей теме дисциплины, но и узнают о своих семейных ценностях и традициях.

Также стоит отметить, проводя классные и внеклассные мероприятия на неделях предметно-цикловых комиссии по естественно-научным дисциплинам, можно привести примеры из жизни ученых, их семейной жизни и традиций; организовать просмотр фильмов о жизни ученых, после которых обсудить и подискутировать о семейных ценностях в их жизни.

За годы обучения в профессиональном учебном заведении студент приобретает множество разнообразных общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ обучающихся. Это очень важно понимать – ведь после колледжа или техникума студент выходит во взрослую профессиональную жизнь, где должен продолжить свою династию с сохранением семейных ценностей.

По словам К.Д. Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются воспитание духовных качеств личности обучающегося.

Ссылка на источник