26.05.2024
В настоящее время всестороннему развитию детей уделяется очень пристальное внимание. В зависимости от того, насколько будет развит ребенок, насколько обладает всесторонним развитием, настолько больше у него будет возможностей для раскрытия себя в различных областях в будущем. Для успешной реализации человеку необходимо владеть целостным восприятием мира, понимать следственно-причинные связи, уметь находить в себе таланты и развивать их разными способами. В этом учителю помогает использование в своей работе STEAM-технологий.
STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) образование — это модель, которая объединяет науки, искусство и инженерные предметы в единую систему. В ее основе лежит интегративный подход: знания из различных предметных областей преподаются учителем не по отдельности, а в связи друг с другом для решения реальных задач. Такой подход учит рассматривать проблемы в целом, а не в разрезе одной области науки, искусства или технологии.
Я искренне убеждена, что каждый ребенок талантлив. Ради раскрытия разных граней своих учеников я и стала учителем. Идея использовать STEAM-технологии в обучении пришла вместе с изучением метапредметных тем в учебнике английского языка для учеников начальных классов. Ребята создавали свои групповые и индивидуальные мини-проекты по темам «Мое расписание», «Циклы жизни растения или насекомого», «Космический дом». Ребята с удивлением обнаружили, что они могут применять свои знания из таких предметов как окружающий мир, математика, рисование, технология, литература, английский язык и использовать их для создания нового и уникального проекта по той или иной тематике. При реализации STEAM-технологий образовательными и личностными результатами учеников стали: высокая мотивация учащихся в работе над мини-проектами, каждый ученик представил свою работу в виде рисунка, коллажа или поделки; в рассказах ребята использовали лексику по теме и таким образом увеличивали свой словарный запас. Учащиеся учились выступать перед аудиторией, обращать внимание на правильное произношение, чтобы их презентация была понятна их одноклассникам. Также ребята развивали навыки построения монологического высказывания на английском языке, учились анализировать свои работы и проекты одноклассников. Данные навыки помогают в развитии навыка «насмотренности» – тот самый новый навык, который в современном мире становится одним из важнейших мягких навыков (soft skills). Обладая навыком «насмотренности», человек уже имеет опыт видения различных работ, смог проанализировать плюсы и минусы этих работ, понимает и знает, какая работа является хорошей. Все это способствует созданию самим учеником хороших проектов.
Задачи использования STEAM-технологий для работы над проектами: разработать новый подход в обучении, когда учащиеся используют свои знания и умения, находят нужную информацию в межпредметных областях для решения определенных задач; развивать у учащихся навыков взаимодействия с родителями, одноклассниками, навыков коммуникации на английском языке; увеличивать активный и пассивный словарный запас учащихся. Форма: групповые и индивидуальные мини-проекты по темам. Уровень обучения: начальная школа. Этапы реализации STEAM образовательного решения
S – Наука. Что и как исследуем? Что и как изучаем? Что и как познаем? T – Технология. Какой алгоритм деятельности осваивают дети? E – Инжиниринг. Какой продукт (проект) создают дети? A – Искусство. Какие художественно-выразительные средства искусства ребенок осваивает? Какие методы творческой реализации выбирает ребенок? M – Математика. Какие элементы математического мышления развиваются у ребенка (геометрическое, пространственное, алгоритмическое, временное, комбинаторика и т.п.)? S – Сделай сам. В какой вид активности вовлечены дети (проектная, игровая, речевая, познавательная, исследовательская, элементарная инженерно-техническая, коммуникативная и др.) Знакомство учащихся с новой лексикой; Распределение картинок с циклами жизни, например, апельсинового дерева по стадиям развития. Игра: распредели по стадиям развития; Чтение текста о жизненном цикле развития апельсинового дерева; Работа с текстом – ответы на вопросы; Нахождение новой информации: что уже знали, что было нового, что хотели бы еще узнать; Обсуждение будущего проекта. О чем будете писать? Что интересно узнать? Какие стадии развития у вашего объекта? Какие требования по написанию и представлению проекта? Необходимая РППС (развивающая предметно-пространственная среда):
S – Наука. Исследуем жизнь растения, насекомого. Читаем тексты и выявляем циклы развития, смотрим обучающие видео.
T – Технология. Ученики осваивают алгоритм развития яблони, гороха, огурца, бабочки. Узнают последовательность жизненного цикла. Игровая технология – игра с картинками, обозначающими различные стадии развития, раскладывают по принципу от начальной стадии до взрослой стадии (выросшее растение/дерево/насекомое).
E – Инжиниринг. Ребята создают презентацию-иллюстрацию своей работы в виде рисунка, схемы и текста.
A – Искусство. Ученики рисуют разные стадии развития растений, насекомых. Используют краски, карандаши и раскраски. Каждый выбирает свой стиль самовыражения.
M – Математика. Ученики распределяют стадии развития растения или насекомого по логическому принципу, считают, сколько стадий развития у их объекта исследования. Узнают, сколько нужно времени для роста от начальной стадии до взрослого состояния.
S – Cделай сам. Ребята вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность, а также игровую и используют коммуникативные навыки и умения, чтобы предоставить свои индивидуальные работы о растениях или насекомых, их циклах жизни.
Групповой проект «Timetable» («Расписание»)
Повторение новой лексики и ее закрепление по теме «Режим дня. Дни недели. Время». Игра: распредели дни недели по порядку; Распределение картинок с различными занятиями по дням недели; Чтение текста о занятиях в различных кружках в течение недели ребят из школы Англии; Работа с текстом – ответы на вопросы, распределение различных занятий героев рассказа по дням недели и по времени; Нахождение новой информации: что уже знали, что было нового, что хотели бы еще узнать, где будете искать информацию, какие занятия будут включены в проект; Обсуждение будущего проекта. Распределение учеников по группам. О чем будете писать? Что нужно узнать друг у друга? О каких занятиях вы будете писать в своей таблице «Режим дня»? Какие требования по написанию и представлению проекта? Необходимая РППС (развивающая предметно-пространственная среда):
S – Наука. Изучаем время (сколько часов в сутках, вспоминаем числительные), дни недели, вспоминаем в каких кружках ребята занимаются помимо школы, смотрим обучающее видео.
T – Технология. Ученики осваивают алгоритм написания режима дня по времени, повторяют и пишут дни недели в правильной последовательности. Узнают, как можно составить свой режим дня по дням недели в виде таблицы. Игровая технология: распределяют дни недели на английском языке в верном порядке.
E – Инжиниринг. Ребята по группам создают презентацию «Режим дня» в виде таблицы с использованием рисунков занятий.
A – Искусство. Ученики рисуют разные виды занятий (урок в художественной школе, занятие гимнастикой, игра на гитаре/пианино и др). Используют краски, карандаши и раскраски. Каждый выбирает свою картинку, которую будут рисовать.
M – Математика. Ученики вспоминают время, называют часы по циферблату, считают сколько занятий по дням недели в их режиме дня. Узнают, сколько кружков посещает после школы каждый из них.
S – Сделай сам. Ребята вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность, а также игровую и познавательную деятельность, используют коммуникативные навыки и умения, чтобы предоставить свои групповые работы.
Индивидуальный проект «Space House» («Космический дом»)
Повторение лексики по теме «Мой дом». Знакомство учащихся с новой лексикой; Игровая деятельность: распределение картинок с названиями комнат и их содержимым; Чтение рассказа о космическом доме на планете и о том, что делают космонавты в нем; Работа с текстом – ответы на вопросы. Рассуждение об условиях жизни космонавтов; Нахождение новой информации: что уже знали, что было нового, что хотели бы еще узнать, хотели бы пожить в космическом доме; Обсуждение их будущего проекта. О чем будете писать? Что интересно узнать? Какие будут комнаты у вашего объекта? Что будет находиться в вашем доме? На какой он будет планете? Какие требования по написанию и представлению проекта? Необходимая РППС (развивающая предметно-пространственная среда):
S – Наука. Вспоминаем что знаем о космонавтах и их жизни на орбитальной станции, исследуем особенности жилья в космосе, смотрим обучающие видео.
T – Технология. Ученики осваивают алгоритм написания своего проекта о космическом доме, повторяют названия комнат, предметов, которые находятся в тех или иных комнатах и др. Узнают, как можно составить свой рассказ. Игровая технология: распределяют предметы мебели по комнатам.
E – Инжиниринг. Ребята создают презентацию-иллюстрацию своей работы в виде рисунка планеты, на которой стоит их дом. Свой космический дом ребята изображают в виде рисунка, схемы, который включает в себя различные виды комнат и в том числе изображают сад с растениями для выживания на другой планете.
A – Искусство. Ученики изображают свой космический дом в виде рисунка, рисуют планету, на которой их дом находится. Используют краски, цветные карандаши и фломастеры. Каждый выбирает свой стиль самовыражения, кто-то выбрал поделку из листа в виде космического дома.
M – Математика. Ученики считают, сколько комнат в их доме, хватает ли места для каждого члена экипажа. Ориентируются в пространстве, называя, где и что находится в их доме.
S – Сделай сам. Ребята вовлечены в проектно-исследовательскую деятельность, а также игровую, ребята привлекают свои начальные навыки к элементарной инженерно-технической сфере, используют коммуникативные навыки и умения, чтобы предоставить свои индивидуальные работы.
В заключение хочу сказать, что использование STEAM-технологий дает хорошие результаты: вовлеченность в процесс обучения не только у учеников начальной школы, но и учащихся средней и старшей школы; повышение интереса к выставке работ, что стало мотивацией к изучению различных областей науки и творчества. Учащиеся узнали много новых слов, старались запоминать их и использовать в своей речи, что привело к увеличению словарного запаса не только в кратковременной, но и в долговременной памяти. Я считаю, что всестороннее развитие учащихся и обучение при помощи технологии STEAM способствует наилучшей реализации у учащихся их талантов и знаний.
Валентина Соловьева, учитель английского языка, ГБОУ Школа № 1324