04.09.2023
Вот и дождались… Сайт ФИПИ обновился, и на нем размещены актуальные проекты демоверсий ЕГЭ по всем предметам. Не буду говорить обо всех предметах. Меня в первую очередь интересует русский язык, экзамен по которому традиционно сдают все выпускники российских школ. Изменений по сравнению с 2023 годом немного, все они точечные и, по-видимому, плановые. Мне как учителю-практику важно уже сегодня понимать, какими ресурсами я могу пользоваться в работе с одиннадцатиклассниками и как они в результате помогают школьникам быть успешными на экзамене.
Количество заданий в КИМах ЕГЭ по русскому языку осталось прежним. Однако изменен первичный балл за выполнение работы с 54 до 50. За счет чего? За счет одного балла в задании 8 («Синтаксические нормы»), но прежде всего за счет задания 27 (сочинения-рассуждения): уменьшено максимальное количество баллов с 5 до 3 по критерию К2 («Комментарий к проблеме исходного текста») и с 2 до 1 по переименованному критерию К6 («Богатство речи») (подробнее об изменениях в критериях оценивания части 2 см. в проекте демоверсии).
Самым главным новшеством 2024 года будет видоизмененный формат заданий 13 («Правописание не и ни») и 14 («Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи)»). Отныне это будут задания со множественным выбором и ответом в виде набора цифр по аналогии с заданиями ЕГЭ 2, 4, 9–12 и др. Одновременно с этим расширен языковой материал, так как у экзаменуемых появилась возможность находить слитные, раздельные и (для задания 14) дефисные написания слов.
Не могу сказать, что экзамен с каждым годом становится сложнее, как некоторые полагают. Скорее, он более полно начинает отражать все аспекты изучения курса русского языка в школе, а самое главное – более точно оценивать знания и умения наших учеников.
Безусловно, в условиях современного информационного бума очень важно правильно выбрать пособия, позволяющие на должном уровне подготовить учеников к ЕГЭ по русскому языку. На полках книжных магазинов, как известно, есть разные пособия. Но особое внимание всегда следует уделять авторскому коллективу. Ведь если авторы известные, уважаемые в методических кругах специалисты и, что вдвойне ценно, входят в группу разработчиков контрольных измерительных материалов или являются их внешними экспертами, то такие пособия внушают доверие как более надежные.
Могу со всей ответственностью утверждать, что гарантом качества заданий и их максимальной приближенности к заданиям настоящего экзамена для меня стало пособие, в авторский коллектив которого вхожу и я сам: Л.Н.Абрамовская, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, К.Г.Демушов, Р.А.Дощинский, С.Л.Иванов, И.Л.Масандилова, Е.В.Пономарева, М.С.Смирнова, под редакцией Р.А.Дощинского «ЕГЭ 2024. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий».
Данное пособие дает колоссальные возможности для организации дифференцированного обучения. Для ребят послабее найдется достаточное количество однородных заданий, позволяющих за счет многократного и осмысленного решения достичь положительной динамики в обучении. Вместе с тем ребят посильнее привлекут задания с неожиданными элементами и поворотами, которые потребуют задуматься, вспомнить исключения и сложные орфографические и пунктуационные случаи, переосмыслить изученную теорию, по-новому взглянуть на привычное.
Вариантов в пособии предостаточно, чтобы в течение всего учебного года не спеша и последовательно готовиться к экзаменационному испытанию. Часть вариантов может быть использована для обучения (в целях объяснения и закрепления можно брать как отдельные задания, так и целые цепочки заданий), часть – для контрольно-оценочных процедур, а часть – для самостоятельной работы, что немаловажно в современном мире.
Отрадно, что в одних и тех же линиях задания не дублируют друг друга, не являются кальками. И это позволит сделать их по-настоящему развивающими! При работе с пособием тренировка по отдельным заданиям не напоминает хождения вокруг одного дерева, а уподобляется восхождению на гору. Например, задание 1 представлено в пособии во всем многообразии формулировок, вот некоторые из них:
Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста.
Самостоятельно подберите составной производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста.
Самостоятельно подберите уступительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста.
Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста.
Авторами учтены рекомендации, данные в спецификации к проекту демоверсии ЕГЭ 2024 года: формулировки заданий 6, 13, 14, 15, 21, 22 и 23 могут быть вариативными. Приведем пример вариативности формулировок задания 14:
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.
Абитуриента привлекали как (ИСТОРИКО)ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ, так и (СОЦИАЛЬНО)ГУМАНИТАРНОЕ направления. (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями лучше приходить (ВО)ВРЕМЯ ужина. Калугина сказала, что любит ягоды «только (В)ВИДЕ варенья», ТАК(КАК) ее раздражал Новосельцев. Если «КАК(БУДТО)» выражает неуверенность в ЧЕМ(ЛИБО), то оно является частицей, а если соединяет предложения – союзом. (МАЛО)ПОМАЛУ ученик вошел в рабочий ритм и стал заниматься каждый день (НА)ПРОТЯЖЕНИИ трех часов. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.
Учитель (ВО)ВРЕМЯ спора молчал и только один раз как будто (СО)ЗЛА что-то произнес. Наряду с пестрокрылыми пернатыми была одна, (ПО)МОЕМУ ни на кого не похожая СВЕТЛО(СЕРАЯ) птица. Бывало, (ДЕНЬ)ДЕНЬСКОЙ с лекциями бьешься, а как только настал вечер, идешь прямо КУДА(НИБУДЬ) на огонь… Он не взял бы ни машину, ни одеяло, ни даже авторучку, – получил бы деньгами и купил ЧТО(ТО) бесполезное: уж воля – так ВОЛЯ(ВОЛЬНАЯ). (ПО)ВИДИМОМУ, их зоркие глаза разглядели в дали моря КАК(БУДТО) пароход. Микротексты для заданий 1–3 весьма разнообразны как с точки зрения функциональных разновидностей языка (в пособии представлены тексты из разговорной речи, научного, официально-делового, публицистического функциональных стилей, художественной литературы), так и с точки зрения речевых жанров. Задание 3 на лингвостилистический анализ (задание повышенного уровня сложности) всякий раз индивидуально, исходит из специфики предъявляемого микротекста. Выпускники, работающие с заданием 3 именно в таком режиме, оказываются более подкованными и готовыми применять свои знания в новых условиях.
Обращаем внимание, что в кодификатор ЕГЭ добавлены понятия «эпифора», «риторическое обращение», «многосоюзие», «бессоюзие», «оксюморон». Эти и другие изобразительно-выразительные средства в полной мере представлены в анализируемом пособии в задании 26.
Поскольку количество правильных ответов во многих заданиях ЕГЭ не регламентировано, а лишняя цифра в ответе или отсутствие одной верной цифры аннулируют весь ответ, то авторы пособия старались подготовить выпускников к цифровым ответам с разным набором цифр. Убедиться в этом помогает простой просмотр ответов. Кстати, ответы в учебных целях могут быть изъяты из книги в случае необходимости. Замечательно также, что авторы стремились отразить в ответах все вееры, все возможные комбинации.
Кроме части с ответами, в пособии имеются методические комментарии к ответам одного из вариантов. Это настоящий кладезь, находка для тех, кто хочет проникнуть в голову разработчиков заданий ЕГЭ! Подчеркнем, что данные комментарии – это подробные разборы заданий, а еще правила, определения, алгоритмы и нюансы выполнения каждого из анализируемых заданий.
Сдавать ЕГЭ по русскому языку предстоит каждому одиннадцатикласснику нашей страны. Хотелось бы, чтобы все ребята были вооружены прочными знаниями и обладали необходимыми умениями для получения на экзамене желанных баллов. Именно поэтому советуем выбрать качественные продукты для подготовки!
Кирилл ДЕМУШОВ, учитель русского языка и литературы школы № 1518, заведующий кафедрой словесности, автор учебных пособий, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»-2012, Москва.