АНО "ИЦТО"

08.09.2022

По новым правилам: что ждет школьников на итоговом сочинении в новом учебном году

Итоговое сочинение, которое пишут ребята в 11-м классе, в первую очередь должно проверять умение ребят выражать свои мысли. Но в последнее время все чаще выпускники относятся к этой работе недостаточно творчески, их тексты перегружены штампами и зазубренными отрывками, ориентированными на открытые тематические направления. Поэтому в новом учебном году ребят ждут изменения, связанные с итоговым сочинением. Подробнее об этом рассказала в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» Елена Зинина, ученый секретарь Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

«Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации, как и собеседование по русскому в 9-м классе. Это процедура нагружена смыслом, связанным с личностной зрелостью выпускника, с проверкой сформированности тех необходимых умений, без которых невозможно не только написать ЕГЭ, но и в будущем учиться, работать, жить», – отметила эксперт.

Что изменится в итоговом сочинении

Советом по вопросам проведения итогового сочинения, министерством и Рособрнадзором принято решение отказаться от 5 открытых тематических направлений, которые в прошлые годы определяли разработку конкретных тем и формирование комплектов тем итогового сочинения.

Принятые решения нацелены на повышение экспромтности в написании сочинения.

Формироваться комплекты тем будут из банка тем итогового сочинения, куда вошли темы прошлых лет. Этот банк имеет определенную структуру.

В 2022/23 учебному году известны три основных раздела банка: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». Открыта информация и по названиям подразделов банка. В комплект тем, который выпускник получит за 15 минут до начала итогового сочинения, будут включены по две темы из каждого раздела. Таким образом, в комплекте будет представлено не 5, а 6 тем на выбор учащегося.

Выпускники этого учебного года будут писать сочинения по темам, которые уже использовались в прошлые годы.Эти темы (их около полутора тысяч) находятся в открытом доступе: они включены в пособия по подготовке к сочинению, размещены на сайтах.

Планируется ежегодно пополнять закрытый банк тем, добавляя по 300 новых. Их перечень уже не будет доступен школьникам, но они будут знать названия разделов банка, которые определят комплектацию тем.

Как готовиться к итоговому сочинению

Сориентируют участников в процессе подготовки к сочинению развернутые комментарии к разделам банка, а также методические рекомендации Рособрнадзора по организации и проведению итогового сочинения. Вся необходимая информация размещается на сайте ФИПИ.

Елена Зинина советует уйти от «натаскивания» на итоговое сочинение. Она отмечает, что сочинение проверяет базовые умения выражать свои мысли и аргументировать свою позицию. Уже с начальной школы ребенок учится «владеть мыслью и пером», и, если он успешно прошел школьный курс и научился читать и понимать прочитанное, у него не возникнет проблем с написанием итогового сочинения.

«Грустно обнаружить себя перед пустым листом бумаги и понять, что сказать тебе нечего», – объяснила эксперт.

Она призвала учеников учиться формулировать в сочинениисвои мысли по тем вопросам, которые их волнуют. Нет смысла в том, чтобы заучивать клишированные фразы, тем более – списывать.

«Наш совет – быть открытым задаче. А задача, которая стоит перед выпускниками, интересная и посильная. Кроме того, предельно ясны и критерии оценивания, которые не меняются», – подытожила Елена Зинина.

В этом учебном году процедура написания итогового сочинения изменится, но ни ученикам, ни родителям, ни учителям не нужно бояться этих изменений. Для того чтобы получить зачет, выпускникам достаточно будет написать внятный текст, демонстрируя не обезличенный шаблон, а умение откликаться на тему, формулировать тезис, доказывать его, приводя примеры, не забывая, что один из примеров должен быть из литературного источника.

Ссылка на источник