30.06.2022
Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по просвещению Ольга Казакова предложила возложить ответственность за содержание учебников на Минпросвещения России. Поправки в закон «Об образовании» предполагают, что именно Министерство будет формировать авторские группы, которые должны создать учебник, после чего будет утверждаться текст, содержание учебника. Оно будет размещаться в открытом доступе для общественного обсуждения. Таким образом, содержание учебников станет единым, а печатать их по-прежнему смогут разные издательства.
Победители конкурса «Учитель года России» прошлых лет поддержали новые подходы к составлению перечня школьных учебников и их качеству. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» учитель обществознания и права Алихан Динаев отметил, что серьезной проблемой сегодня является слишком большое количество учебников по истории, поэтому идея государственного заказа в этом вопросе «была бы уместна и своевременна».
«Сокращение количества учебников позволило бы сконцентрироваться на качестве. Значительная часть учеников не читает учебники, вместо них использует другие ресурсы. Необходимо повышать качество учебников. Чем меньше линеек, тем больше внимания общественных организаций, и можно комплексно работать над повышением качества», – подчеркнул он.
Алихан Динаев добавил, что у каждого учебника должна быть качественная электронная версия: приложение с гиперссылками, галереей фотографий, видео, возможностью делиться отрывками в социальных сетях, тесты.
Победитель конкурса «Учитель года России – 2021» учитель физики Екатерина Костылева рассказала о том, с какими трудностями сталкиваются педагоги в текущей ситуации при работе с примерными образовательными программами.
«На сегодняшний день педагоги, работая над рабочими программами, используют примерные рабочие программы, а также конструктор для создания программ. Но, кроме этого, они используют примерную программу воспитания и программу воспитания своего образовательного учреждения, чтобы реализовать единство образовательной и воспитательной деятельности. Также педагоги осуществляют подборку заданий по формированию функциональной грамотности, чтобы также включить их в программу. В программе нужно прописать результаты – как предметные, так личностные и метапредметные, в примерных программах они достаточно обширно расписаны, поэтому пока работа по созданию программ остается достаточно долгой и требует много времени», – отметила она.
За введение поправок выступают и ректоры ведущих российских педагогических вузов. Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков отметил важность формирования единого образовательного пространства, единых требований к содержанию образовательных программ.
«В настоящее время ключевыми приоритетами развития системы образования России становятся его мировоззренческая, духовно-нравственная основа, формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к Родине, ее истории и современным процессам, готовность стать настоящим гражданином и патриотом России. Это возможно только в условиях создания единого образовательного пространства, основой которого является государственная образовательная политика. Именно государство в лице профильных структур федеральной власти, Министерства просвещения России должно формировать единую для всех образовательных учреждений страны образовательную политику, задавать единый комплекс требований и содержание образовательной программы, определять содержание и структуру образовательных программ и школьной литературы. Московский педагогический государственный университет и Ассоциация развития педагогического образования полностью поддерживают данные предложения, мы готовы использовать наш научный, методический потенциал для их реализации», – сказал он.
Ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Сергей Тарасов отметил, что педвуз поддерживает инициативы, связанные с внесением изменений, направленных на создание единого образовательного пространства.
«РГПУ имени А.И. Герцена поддерживает инициативы, связанные с внесением изменений в документы нормативно-правового характера, регулирующие процессы в сфере образования, направленные на создание единого образовательного пространства и системы единых подходов к организации образовательной деятельности. В этой связи особое внимание необходимо уделить вопросам подготовки педагогических кадров, готовых к работе в современной школе в условиях обновленной системы координат», – сказал он.