06.06.2025
В зале заседаний ученого совета РосНОУ прошла лекция Михаила Лукьянчука «Искусственный интеллект и его интеграция в профессиональные компоненты образовательных программ» в рамках курса повышения квалификации.
Преподаватель высшей школы – человек, который должен держать руку на пульсе трендов. Одним из ключевых трендов современного общества является использование искусственного интеллекта (ИИ) во всех сферах – от образования до военного дела, от лесного хозяйства до энергетики. Для того, чтобы разъяснить, как можно использовать ИИ в преподаваемых дисциплинах и профессиональной деятельности, 4 июня в зале заседаний ученого совета перед преподавателями Российского нового университета (РосНОУ) выступил Михаил Борисович Лукьянчук, ответственный секретарь рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), выпускник МФТИ, МГУ, Сорбонны и Duke University (MBA).
Лектор познакомил аудиторию с историей развития нейросетей и аналогией с человеческими нейронами, рассказал о современном состоянии ИИ, ключевых системах на май 2025, таких, как ChatGPT, Grok, Gemini, DeepSeek, Qwen, Perplexity, Claude, LLama, Mistral, MiniMax, Kimi, Phi, MidJourney, Runway, GigaChat, широте их возможностей и наиболее распространенных областях применения. Например, знали ли вы, что нейросети от Google уже сейчас занимаются расшифровкой сигнальных систем дельфинов и певчих птиц или стратегическим планированием военных операций в помощь командирам? А что создают «умные города» и блестяще разбираются в финансовых вопросах любой сложности? Теперь знаете!
Особенно подробно Михаил Борисович рассмотрел использование ИИ в образовательных целях. Спикер перечислил такие цели и задачи применения нейросетей в высшей школе, как создание адаптивных платформ для студентов, персонализация траекторий их обучения, интеллектуальные репетиторские системы, прогнозирование успеваемости, раннее выявление проблем, мониторинг активности учащихся, создание и автоматизация контента – транскрибирование аудио-и видеолекций, автоматическая генерация материалов, создание интерактивной симуляции. Как подчеркнул Михаил Борисович, развитая нейросеть способна самостоятельно прочитать лекции по учебнику преподавателя и создать учебный план, ускорить публикацию авторской книги, автоматизировать тестирование и оценивание, провести проверку на антиплагиат, разработать методику «эдутеймента» – обучения с элементами развлечения.