АНО "ИЦТО"

01.09.2022

С чистого листа: какие изменения ждут школы в новом учебном году

Образование не стоит на месте. Школа всегда растет и взрослеет вместе со своими учениками. Каких изменений и нововведений ждать учителям, родителям и ученикам в новом учебном году? Об этом рассказал в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко.

Воспитательная работа не должна вестись формально

Воспитательной работе со школьниками в новом учебном году будет уделяться особое внимание. В первую очередь в школах продолжат появляться советники директоров школ по воспитательной работе. Эта должность будет введена в школах еще 35 регионов. В прошлом учебном году советники работали уже в десяти субъектах России.

Как отметил Максим Костенко, сейчас особенно важно, чтобы должности не создавались формально. «Главное, чтобы это было содержательно наполнено, делалось не формально и имело обратную связь», – подчеркнул он. Советники будут помогать в реализации воспитательной работы в учебных заведениях.

«Минпросвещения России видит в усилении воспитательного компонента в школах основную цель на 2022/23 учебный год и последующие учебные годы. Сейчас принята единая воспитательная программа, которая войдет в школьную жизнь», – сказал эксперт.

Воспитательный элемент будет внедряться и в группы продленного дня. Теперь продленка – это не только уход и присмотр за детьми. Во внеурочное время ребята будут выполнять домашние задания, с чем им помогут педагоги, заниматься по оздоровительной программе и т. д.

Новая роль государственной символики в школах

В новом учебном году каждая учебная неделя будет начинаться с торжественной линейки, где будет подниматься флаг РФ и исполняться государственный гимн. В зимний период будут также применяться цифровые технологии – благодаря этому ребята смогут наблюдать за поднятием флага в видеоформате, находясь в классе.

Как отметил спикер, школы регионов могли получить субсидии из государственного бюджета на закупку флагштоков и других необходимых атрибутов. У тех субъектов, которые не приняли участие в конкурсе на получение средств на закупку оборудования, будет также дополнительная возможность сделать это.

Говоря с детьми о важном, можно стать важными для них

В новом учебном году стартует проект «Разговоры о важном». Это внеклассные уроки, которые будут проходить по понедельникам, их смогут вести классные руководители. Темы уроков и все необходимые для проведения занятий материалы педагоги смогут найти на сайте «Единое содержание общего образования».

Все материалы распределены по пяти возрастным группам. Это два уровня начальной школы, основная и старшая школа, а также среднее профессиональное образование.

Каждый урок будет поднимать тему, которая позволит сформировать те или иные ценности у детей. Для каждой группы темы будут раскрываться с учетом особенностей возраста ребят. Уроки будут различаться с точки зрения сценария и содержания, видеоматериалов и презентационных материалов, а также интерактивных заданий, которые ребятам будет предлагаться выполнить в ходе занятия.

«Нам бы не хотелось, чтобы это была лекция для ребят. Главное, чтобы мы действительно разговаривали, чтобы была дискуссия, звучали разные точки зрения», – подчеркнул Максим Костенко. Он также отметил, что учителю важно не пытаться использовать в своем занятии все методические материалы, а выбирать среди них наиболее подходящие, «исходя из особенностей класса, с которым он работает».

Федеральный государственный образовательный стандарт приходит в школы

В новом учебном году ребята будут учиться по обновленному федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

«Образовательная компонента вернулась в стандарт: теперь прописаны предметные результаты по уровням обучения и ожидаемые предметные результаты по годам», – объяснил Максим Костенко.

При этом речь не идет об ограничении свободы преподавателей. Безусловно, учителя могут использовать единые федеральные рабочие программы по предметам, не создавая свои отдельные учебно-методические документы. Педагогам доступен и онлайн-конструктор на портале «Единое содержание общего образования». Но все эти инструменты позволят упросить работу учителей. У учебных организаций останется также возможность применять свои авторские образовательные методики, если они существуют и доказывают свою эффективность.

Кроме того, обновленные стандарты позволят максимально приблизить список тем, которые проходят ребята в школах, к кодификаторам ГИА. Так, школьникам будет проще подготовиться к экзаменам и успешно сдать их. Учебники по ФГОС будут созданы уже в следующем году. В текущем учебном году ребята продолжат заниматься по уже существующим учебникам. Если каких-то тем в них будет недоставать, педагог всегда сможет использовать дополнительные источники. Например, материалы для занятий можно будет найти, используя верифицированный перечень электронных образовательных ресурсов. Его уже подготовило Министерство просвещения РФ.

ФГИС «Моя школа» как новый инструмент для педагогов

Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» – это информационный мегасервис для школ России, который позволит школам не только работать в единой информационной системе, но и полностью перейти на отечественное программное обеспечение.

При этом сервис позволит учителям работать с уже существующими в регионах электронными журналами и дневниками. Все разработанные ресурсы будут интегрированы с «Моей школой». ФГИС также позволит учителям получить доступ к верифицированным материалам, которые они смогут применять на уроках. В состав системы будет включена и образовательная платформа «Сферум».

Учителя смогут заполнять меньше бумаг

С этого года ограничивается количество бюрократической нагрузки на учителей. Теперь в перечень документов, которые может вести учитель, входят только пять пунктов. Вся остальная документация необязательна для заполнения на законодательном уровне. Учитель, чьи права нарушаются, может обратиться по номеру горячей линии, которая была создана Рособрнадзором.

«Нам важно выработать механизмы, чтобы защитить учителя от многочисленных запросов», – отметил Максим Костенко.

У учеников появятся новые возможности в освоении предметов

В школах продолжат появляться инженерные классы, классы авиа- и судостроительного профиля и т. д. Важно понимать, что обновленный ФГОС позволяет внедрить профильное преподавание уже в программу средней школы и старшей школы. Чем раньше ребенок попробует себя в профессии и выберет направление, в котором хочет развиваться, тем больше у него будет времени, чтобы стать востребованным профессионалом.

В новом учебном году в школах ребята будут знакомиться с финансовой грамотностью. Эксперт пояснил, что дисциплина не будет введена как новый предмет в школьную программу. Элементы финансовой грамотности будут внедряться в те дисциплины, которые уже изучают ребята. Учителя получат рекомендации о том, какие темы они могут поднять, например, в рамках курса обществознания или математики, чтобы научить ребят обращаться с финансами.

Кроме того, с нового учебного года больше внимания будет уделяться и физике как предмету. Дело в том, что сейчас специалисты в инженерной сфере очень востребованы, однако профильные вузы, как отметил Максим Костенко, в этом году не добрали абитуриентов на бюджетные места по инженерным специальностям. К разработке новой стратегии в преподавании физики в школах присоединится созданная недавно Ассоциация учителей физики.

Образование будет постепенно меняться. Оно не стоит на месте. В учебный процесс внедряются новые технологии и методики. Но школа продолжает ориентироваться на традиционные ценности и традиционное преподавание. Новый год начинается с чистого листа, но это лишь новая страница книги, которая пишется уже многие годы.

Ссылка на источник