12.07.2023
7 июля 2023 года АО «Просвещение» провело в рамках Российской креативной недели дискуссию «Школа как место развития креативности». Модератором выступил бизнес-тренер Максим Фельдман, а в числе спикеров были директор школы «Снегири» и автор подкаста «Расписание на послезавтра» Александр Гулин, нейропсихолог, педагог частной школы «Маяк» Вера Абросимова, директор московской школы №1520 Вита Кириченко. Эксперты обсудили, должна ли школа что-то делать для развития творческого мышления школьников (и если да, то что) и как найти баланс между стандартами обучения и развитием креативности.
Школу принято считать оплотом строгости, дисциплины и правил: педагоги обязаны учить детей по утверждённым федеральным стандартам, программам, учебникам и электронным ресурсам, а ребята — всему этому следовать. Казалось бы, здесь нет места для творчества. Но на проверку это оказывается не так.
«Творчество — это создание принципиально нового. Люди всё время что-то придумывали, начиная с тех времён, когда кто-то взял в руки палку и решил, что это орудие. Так что творчество изначально заложено в человеке, и даже если школы не будет, то он всё равно станет расти в этом ключе. Но разные институции стимулируют развитие», — заявил Александр Гулин.
«Я не вижу противоречия: школа даёт знания и выступает пространством творчества, иначе она не будет выполнять свою миссию. Сегодня в целом ряде профессий без творческого мышления человеку не так просто реализоваться, найти себя. Поэтому школа должна создавать условия, в которых каждый становится образованным, конкурентоспособным, имеющим силы и возможности для решения всех своих жизненных задач», — пояснила Вита Кириченко.
«У меня инженерная семья — авиастроители, конструкторы. Когда мы говорим о рисовании картин, нет никаких ограничений. Здесь же самолёт как минимум должен полететь и не развалиться. Поэтому рамки предполагают гораздо более сложное и интересное творчество, чем абсолютная свобода», — добавила Вера Абросимова.
Эксперты назвали несколько методов развития творческого мышления, которые они успешно применяют в своих школах:
«У нас работает сын популяризаторов ТРИЗ в Советском Союзе, мы предлагаем задачи с открытым ответом, у которых нет единого решения и где можно по-разному прийти к какой-то истории», — поделился Александр Гулин.
«В этом году нашей школе исполнилось 130 лет. В течение года целый ряд образовательных и творческих событий украшал нашу жизнь, позволял развиваться, проявляться и создавать новое для самого себя. Это тоже творчество: сегодня я впервые вышел на сцену, принял участие в выставке рисунков, сделал образовательный Telegram-канал, запел», — привела пример Вита Кириченко.
Она отметила, что важно замечать каждого ребёнка, его таланты и способности и давать возможность их реализовать во внеурочной работе или в рамках дополнительного образования. Так, в школе № 1520 действует медиацентр, где ребята учатся искать инфоповоды, снимать ролики, делать репортажи и пр.
«В нашей культуре ситуация ошибки — это “Акела промахнулся” — и всё. А у нас в школе есть такое понятие — ситуация провала, когда мы генерируем учебную задачу, где не ошибиться невозможно. Ведь ошибка — это ресурс для дальнейшего действия. А ещё мы регулярно задаём каждому ребёнку вопрос, в чём его суперсила. Например, он любит читать книги или хорошо катается на роликах, а в чём-то менее результативен, и это нормально», — пояснил Александр Гулин.
Педагоги могут предложить условия для творческого развития. Однако без самостоятельной работы и родительской поддержки не обойтись. Эксперты назвали ряд способов стимулировать креативность в частности и мышление в целом:
«Сама по себе инерция мышления полезна: если бы мама каждый раз придумывала новый рецепт борща, она бы сошла сума. Но важно уметь включать режим, в котором мы действуем непривычно, не на автомате, и появляются вопросы, что делать, когда, почему, в какой последовательности», — пояснила Вера Абросимова.
При этом эксперт отметила, что важно найти баланс между творчеством и автоматизмом, иначе возникает риск перегрузок, мозгу важно отдыхать.
«Раньше были дворовые компании, где общались дети от малышей до достаточно взрослых. Уже на выходе из дома стояла задача в них влиться, поэтому развивался социальный и креативный интеллект. Теперь это ушло, и как школе, так и самим людям будет полезно вернуть такое общение в жизнь», — сказала Вера Абросимова.
«Вскоре люди будут делиться на тех, кто производит контент, и тех, кто его потребляет. Поэтому пишите, снимайте, конструируйте, проектируйте, программируйте», — посоветовал Гулин.
«Если вы стеснялись танцевать или пробовать себя в каком-то другом новом деле, не откладывайте на потом. Творчество всегда вовремя», — сказала Вита Кириченко.