АНО "ИЦТО"

16.12.2021

Трансформация школьных библиотек: между историческим наследием и цифровой эпохой

9 декабря на базе АСОУ состоялся первый региональный научно-практический семинар «Цифровая трансформация информационно-библиотечных центров общеобразовательных организаций Московской области». В нем приняли участие специалисты в области библиотечного дела, руководители школьных библиотек, библиотекари-педагоги Московской области. Организатором мероприятия выступил Региональный информационно-библиотечный центр (РИБЦ) Московской области.

По заданию Минобразования Московской области сотрудниками РИБЦ АСОУ был проведен анализ текущего состояния школьных библиотек Подмосковья. Среди изученных проблем, в частности: оценка руководителями общеобразовательных организаций роли школьного библиотекаря в реализации национального проекта «Образование»; условия финансирования комплектования основного фонда; уровень соответствия материально-технической базы современным требованиям; наличие доступа к национальным электронным библиотекам, базам данных и другим информационным ресурсам.

Для повышения эффективности работы школьных библиотек на семинаре была предложена модель развития школьного информационно-библиотечного центра (ИБЦ). По мнению экспертов, именно цифровая трансформация может привнести в школьные библиотеки качественные изменения. Среди них: перевод библиотечных бизнес-процессов на цифровые технологии; формирование цифровой среды библиотеки, ориентированной на потребности разных аудиторий (учителей, учеников, родителей); формирование у IT-сообщества отношения к библиотеке как к равноправному и перспективному партнеру; встраивание библиотеки любой ведомственной принадлежности в цифровую среду.

Дмитрий Иванченко, начальник методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования, отметил в ходе встречи, что школьные библиотеки Московской области заметно отличаются от библиотек ряда регионов страны хорошей технической оснащенностью, более современным подходом к формированию фондов.

Специалисты были единодушны в том, что современная библиотека должна стать инструментом дополнительного образования, цифровым консультационным центром, а библиотекарь – цифровым наставником и куратором, который обучает детей, родителей, педагогов работать с информацией.

Семинар проходил в режиме мастер-класса и живой дискуссии. К прямой трансляции, которая велась из конференц-зала АСОУ, подключились школьные библиотекари всех муниципальных округов Подмосковья. Обсуждаемые вопросы получили отклик в чате трансляции: библиотекари выразили поддержку и готовность развивать новые подходы в реализации задач, поставленных нацпроектом «Образование».

В рамках семинара также прошло награждение победителей конкурса «Лучшие региональные инновационные практики в деятельности информационно-библиотечных центров и библиотек общеобразовательных организаций Подмосковья». Лучшими признаны проекты работников школьных библиотек СОШ №1, г. Королёв; СОШ №5, г. Королёв, АОУ «Лицей № 19», г. Королев, Лицея № 22, г. Воскресенск, Заревская СОШ, г. Домодедово.

Все участники семинара получили сертификаты, которые дают право стать первыми слушателями курсов повышения квалификации школьных библиотекарей, подготовленными АСОУ. Курсы разработаны специально в помощь библиотекарям, проходящим путь цифровой трансформации своих библиотек.

Ссылка на источник