16.09.2024
О приоритетных направлениях 2024-25 учебного года рассказали в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки на совещании с муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями.
В ходе совещания с муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями Рособрнадзор рассказал о приоритетных направлениях в сфере образования в текущем учебном году. Глава ведомства обратил внимание на два значимых направления – оптимизации числа контрольных и проверочных работ и снижении бюрократической нагрузки на педагогов. Анзор Музаев рассказал о том, какие нововведения с ними связаны.
В этом учебном году проведение ВПР закреплено нормативно, эти работы являются обязательными для школ, колледжей и техникумов. Также стали действовать нормы, которые регулируют проведение других контрольных и оценочных процедур для школьников. Как показали результаты экспертного анализа, на проведение различных контрольных работ и тематических диктантов расходуют до 35 % учебного времени и более 60 % времени внеурочной деятельности. Отсюда – значительная нагрузка на обучающихся и педагогов.
С текущего учебного года в школах и колледжах для учащихся будут проходить лишь закрепленные нормативно федеральные оценочные процедуры (ВПР и национальные сопоставительные исследования). Один обучающийся в течение учебного года станет принимать участие лишь в одном из этих мероприятий. Проводить контрольные работы муниципального уровня запрещено. На уровне региона можно проводить лишь оценочные процедуры, согласованные Рособрнадзором.
В текущем году ведомством согласовано проведение 39 таких региональных мероприятий в 20 регионах страны. По большей части они связаны с оценкой знания родных языков и владения функциональной грамотностью. Проведение других оценочных процедур регионального уровня неправомерно, школам необходимо от них отказываться и сообщать в Рособрнадзор, если им навязывают участие в несогласованных контрольных и проверочных работах. Учителя могут проводить собственные контрольные, чтобы образовательный процесс был эффективнее.
Основным ориентиром для школ будут результаты ВПР, их предстоит использовать для промежуточной аттестации учеников. Основываясь на их анализе, будет идти работа по ликвидации образовательных дефицитов и повышению качества образования. Рособрнадзором постоянно оптимизирует содержание ВПР, чтобы сделать их более релевантным оценочным инструментом.
С текущего учебного года результаты ВПР школы будут загружать с помощью специальной программы «Адаптер», ее можно скачать на сайте ФИОКО или в личных кабинетах образовательных организаций в ФИС ОКО. В личных кабинетах в разделе «Паспорт образовательной организации» будут содержаться основные данные об образовательной организации. Их не станут запрашиваться у школ перед проведением ВПР. Кроме того, обновят раздел аналитики для образовательных организаций, в котором представят все результаты ВПР для каждой школы, их анализ и рекомендации по ее улучшению.
Как сообщает сайт Рособрнадзора, на совещании рассказали также об изменениях в проведении ВПР в школах: изменены параллели участников (добавился 10 класс, в 11 классе ВПР проводить уже не будут). В ВПР появятся новые предметы: литературное чтение в 4 классе, литература в 5-8 и 10 классах, информатика в 7 и 8 классах. Кроме того, в ВПР возвращают иностранные языки для всех участвующих в работах параллелей. ВПР по иностранным языкам в 2025 году не будет содержать элемента «говорение». Для некоторых предметов изменили продолжительность проведения ВПР.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев призвал регионы и муниципалитеты не использовать результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР для рейтингования школ и педагогов. С полной видеозаписью совещания можно ознакомиться в группе Рособрнадзора в социальной сети.