АНО "ИЦТО"

28.10.2022

За три года достигнуты целевые показатели по внедрению цифровых технологий в школах

Российские организации общего образования достигли показателей и результатов по внедрению цифровых технологий в 2019–2021 годах, зафиксированных в национальном проекте «Образование». Об этом говорится в отчете Счетной палаты Российской Федерации.

Счетная палата отметила ряд положительных изменений, в том числе рост количества школ с высокоскоростным интернетом и улучшение материально-технической базы. Согласно отчету, благодаря проведенным Минпросвещения России мероприятиям с 2016 по 2020 год более чем в два раза снизилось количество школ с максимальной скоростью доступа к сети Интернет ниже 30 Мбит/с., а количество организаций с максимальной скоростью доступа выше этого уровня выросло в 3,7 раза. С 2016 года увеличилось на 27,9% количество персональных компьютеров в образовательных организациях.

«В каждой российской школе при поддержке Минпросвещения России происходит процесс внедрения цифровой образовательной среды, включающей в себя федеральную государственную информационную систему «Моя школа», информационно-коммуникационную образовательную платформу «Сферум» и библиотеки подробного и верифицированного контента. В рамках эксперимента с декабря 2020 года цифровая образовательная среда была реализована в школах 15 регионов. С 2023 года к системе подключатся все российские школы. Цифровая образовательная среда формируется как дополнение к традиционной образовательной системе и призвана снизить нагрузку на педагогов. Школьники получат возможность заниматься в интересном и понятном для них формате с использованием интерактивных сервисов с автоматической проверкой заданий», – сказал Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец.

На разработку верифицированного цифрового образовательного контента в 2020–2021 годах было направлено 2 млрд рублей. Материалы созданы в соответствии с ФГОС и разделены по уровням и учебным предметам. В библиотеке цифрового образовательного контента уже содержится более 3 тыс. цифровых конспектов уроков, ежегодно это количество будет увеличиваться.

Знакомство с современными технологиями происходит в рамках обучения в педагогических вузах, которые, как и школы, оснащаются технопарками, «Кванториумами», различными информационными системами. Благодаря современной образовательной среде будущие педагоги не только узнают об условиях, в которых они будут работать в школе, но и получают навыки по внеурочной деятельности, воспитательной работе и профориентации.

Аудиторы Счетной палаты отметили положительную динамику в части цифровых компетенций педагогического состава и учащихся, а также применения цифровых технологий для обеспечения образовательного процесса. Например, выросло количество школ, использующих системы электронного документооборота, электронные журналы и дневники.

По результатам приведенного авторами исследования мониторинга Института образования НИУ ВШЭ за 2021 год, более половины (54,8%) опрошенных учителей за последние три года (в 2019–2021 годах) проходили курсы повышения квалификации, включающие обучение по использованию цифровых технологий. По сравнению с осенью 2020 года существенно снизилась доля учителей, которые испытывают трудности при освоении новых цифровых сервисов и программ на работе. И напротив, в 2021 году возросла доля учителей, считающих, что их цифровые компетенции выше, чем у их учеников.

В Счетной палате отметили высокий уровень кассового исполнения федерального проекта «Цифровая образовательная среда», в который вошла основная часть мероприятий по внедрению цифровых технологий в организациях общего образования. За 2019–2021 годы его кассовое исполнение превысило 34,1 млрд рублей.

По данным Счетной палаты, за период с 2016 по 2021 год совокупный объем расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий по внедрению цифровых технологий в школах превысил 138,5 млрд рублей. Как отметили авторы отчета, в целом за 2016–2021 годы объем ежегодного финансирования на внедрение цифровых технологий в школах значительно увеличился: если в 2016 году он составлял 450 млн рублей, то в 2021 году – уже 27,6 млрд рублей.

Ссылка на источник